Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Встреча
в океане.
Самое синее.
Два раза о шлюпке.
Ахмед ибн Маджид
и Сулейман Махри
Один — из антарктического рейса на родину, другой — в Индийский океан, к Сейшельским
островам, в намеченный район работ возле подводной возвышенности «Экватор».
— Вы не хотели бы пойти с нами на шлюпке?
В каюту входит загоревший во время «дельфиньих
бдений» Белькович. Вопрос поставлен по-джентльменски.
Но по любому часовому поясу давно полдень. Солнце в зените, жжет через одежду, находясь
на палубе, выискиваешь тень. Уже сутки прошли после встречи с «Витязем», «Курчатов»
вышел в открытый океан, где, упираясь в горизонт, гоняются друг за другом темно-синие
валы.
Сегодня подальше от корабля уйдет группа биоакустики. Хорошо
бы открытый океан пощупать рукой. Опытные моряки доверительно сообщают, что быть
в шлюпке и на борту пятиэтажного корабля — не одно и то же.
И я приношу в жертву художника Алексеева — должен же хоть один
из нас познакомиться с океаном вблизи.
— На шлюпке? Обязательно. С вами пойдет Алексеев.
Вскоре скипер объявляет посадку. Шестеро
членов отряда биоакустики во главе с Бельковичем спускаются
по штормтрапу. Зрелище живописное: головы и шеи обмотаны махровыми полотенцами,
поперек груди пробковые жилеты. А вот и мой муж, едва видимый в спасательном приспособлении,
висит на последней ступеньке веревочной лестницы, именуемой штормтрапом.
Слабые мои сожаления, что я добровольно отказалась от прекрасной
прогулки, мгновенно улетучиваются, как только волна, уловив момент, вскидывает
на холку шлюп, перекладывая его с боку на бок. Оставляя шлейф кипящей воды, описывает
он дугу, уходя в яростную синеву.
Алексеев пока еще виден, приютился на корме, из оранжевого жилета
торчит голова вкоричневойкепчонке... даже не оглянулся на прощание, впрочем, может быть,
ему мешает пробковый ошейник. На палубе слишком жарко для дальнейших наблюдений,
ухожу обратно в каюту, где кондиционер ровным гудением одобряет мое благоразумие.
После палубы каюта кажется темной, глаза с трудом приспосабливаются
к перемене света.
В тропиках белое становится еще белей, излучая свет, синева же
насыщена до предела — декоративность возведена природой в принцип. Просматриваю
вчерашние этюды «Встреча кораблей». Мотив поэтичный, красивый сам по себе — две
белоснежные птицы на лазурном атласе моря. Подобные работы нельзя программировать,
они создаются лишь впечатлением и чувством.
Невольно вспоминаются колористическая гамма и яркий свет, пронизывающий полотна импрессионистов. Их пейзажи,
портреты или жанровые сцены объединены волшебным умением передать на холсте момент,
острое впечатление от увиденного. «То, что я пишу,— мгновение...»
Слова эти принадлежат художнику Клоду Моне, главе импрессионистов. «Восход солнца.
Впечатление» — называлась выставленная им в 1874 году в Париже картина. Ухватившись
за слово «впечатление» (impression