Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Встреча
в океане.
Самое синее.
Два раза о шлюпке.
Ахмед ибн Маджид
и Сулейман Махри
Кстати, именно здесь, в Индийском океане, на рубеже пятнадцатого-шестнадцатого
веков, а точнее, в тысяча четыреста девяносто восьмом году Васко
да Гама брал на свой корабль штурманом арабского мореплавателя Ахмеда ибн Маджида...
Еще на заре человечества кочующим племенам необходимо было ориентироваться
в своих длительных переходах. С началом земледелия появилась необходимость вести
хотя бы грубый отсчет времени для регулирования сельскохозяйственных работ. И древние
народы стали учиться ориентироваться по звездному небу на местности, вести отсчет
времени. Интерес к картине звездного неба имел следствием зарождение науки,
названной затем в древней Греции астрономией — от двух греческих слов: «астрой»
— звезда и «номос» — закон.
— Однако название еще не служит доказательством возникновения
этой науки лишь в древней Греции, астрономия развивалась самостоятельно почти у
всех народов, разумеется находясь в прямой зависимости
от уровня их развития...
Кто-то, невидимый в темноте, спускается с небес на землю:
— А вам известно, что, когда прокладывали кратчайший прямой
путь из Москвы в Ярославль, а также между
Москвой и Владимиром, ориентировались по звездам? Ведь Москва как селение существовала
во второй половине десятого века, Ярославль же основан в тысяча десятом году;
как известно, иных способов ориентировки в те времена не было.
— А как вы полагаете...
Мы не просто прислушиваемся к разговору о звездах. Собственное
важное дело привело нас на пеленгаторную в столь поздний
час: уже давно тревожит душу и ждет своего часа мотив «Корабль и Ночь». Сегодня
наконец друзья-электрики подтянули провод, заручившись согласием капитана Касаткина,
приладили лампу, что светит прямо на холст. Работать и пользоваться этим не предусмотренным
уставом светом разрешено лишь на станциях, когда судно лежит в дрейфе. Сейчас именно
такой случай.