Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
В Суэцком канале.
«Давай каюта!»
О песчаной буре
и бороде Сфинкса
совершающееся на глазах чудо. Сотворенная людьми
река орошала полмиллиона гектаров. Пять гидроузлов регулировали ее уровень, три
насосные станции за секунду поднимали пятьдесят кубометров воды на высоту тридцать
три метра, подавая ее в дельту Мургаба. Протяженность канала имени Ленина уже превысила
тысячу километров, а канал шел дальше на запад, к Каспийскому морю.
Но главным было не это. Не сотни километров линий электропередачи,
дорог, не разработки нефти и газа.
— Вы про город Карамет-Нияз слышали?
— спрашивали нас люди.— Строители канала зовут его «столицей
пустыни». Нет такого второго в мире!
В первый его дом люди вошли в 1954 году, а сейчас в городе уже
несколько тысяч. А кто жители? Те, что съехались на стройку, на голое место. Семьями
обзавелись, остались навсегда в пустыне, которая перестала быть пустыней.
Канал наш не просто стройка, а целая эпоха в истории туркменского
народа. Это не только новая экономика, но и новый быт, новая психология,— говорили
люди.
Ты не помнишь, какова протяженность Каракум-канала?
— спрашиваю Плахову.
. — Первая очередь
— четыреста километров — была сооружена за четыре года. Вторая — сто сорок километров
— за шесть месяцев. Вся мировая практика строительства оросительных и судоходных
каналов не знала таких сроков.
Я не ослышался? Ведь Суэцкий канал строили десять лет?
Десять,— подтверждает, собирая кисти, Плахова.— Ровно десять
лет ушло на строительство ста шестидесяти километров.
Феллахи на берегу пережидают бурю, чтобы освободить корабль
от пут. Ссутулив спины, сидят на корточках под слабым прикрытием вытащенной на берег
лодки. По-прежнему крутятся песчаные вихри, и черное, просмоленное днище лодчонки
вскоре становится пепельно-серым, сливаясь с цветом песка.
На палубах не поработаешь, из каюты ничего не видно. Приходится,
собрав имущество, проситься «на постой» в штурманскую рубку, что недремлющим оком
возвышается над баком со сплошным, открытым для обзора окном. Поскольку все равно
стоим на приколе, Валихов любезно разрешает пристроиться
в удобном месте — пишу этюд «Пыльная буря над Суэцем», и это, право, не так часто
увидишь в жизни.
Небо меняет и меняет цвет, то разбухая желтизной, то растекаясь
зловещими черно-лиловыми подтеками. Жутковатое величие есть в этом хаосе. Построен
канал, углублено русло, люди строят, роют, планируют, а пустыня
шутя останавливает как ей вздумается железные махины судов.