Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
В Суэцком канале.
«Давай каюта!»
О песчаной буре
и бороде Сфинкса
Одобрив этюд, штурман Валихов в качестве
вознаграждения вручает мне толстую книгу в переплете с весьма полезными сведениями
«Лоция Красного моря».
Оказывается, наша песчаная буря — сущие пустяки, ибо сейчас март,
в мае же и в июне над пустыней беснуется самум. Самум — страшный ураган, который
местные жители называют огненным мечом или дыханием смерти. Родившись в Сахаре,
мчит он, прихватив массы песка, и, добравшись до Аравийской пустыни, не теряет своей
разрушительной силы. У человека вызывает тяжелое состояние, головную боль, рвоту,
иногда смерть.
Еще на выбор дует хамсин, что по-арабски значит «пятьдесят»,
ибо беснуется пятьдесят дней в году. Ветер конца зимы — начала весны сухой и раскаленный.
«Когда дует хамсин, люди задыхаются от зноя, мельчайшая пыль проникает во все поры
тела».
Через несколько часов буря уходит, и корабль снова получает возможность
двигаться. Уже приняты назад швартовые канаты, включены двигатели, но ураган, сильно
прижав судно к берегу, посадил нас на мель — своим ходом «Курчатов» сняться с нее
не может. Вновь длится тягостное ожидание, пока на выручку не приходит буксир.
Натянув канаты, маленькое суденышко отважно пыхтит, тужится,
стаскивая с мели корабль восемь тысяч тонн водоизмещением.
Наступил вечер. В лучах прожектора серебрятся брызги. Еще усилие
— и «Курчатов» медленно отходит от северного берега канала. Вскоре прибывает на
борт новый лоцман, остальной отрезок пути пойдем ночью, в темноте.
Потеряв грозную силу, но еще поскрипывая песчинками, врывается
в открытый иллюминатор ветерок. Рейс продолжается. Проходим рядом с Вечностью —
где-то неподалеку спят сфинксы: покоятся на цоколях могучие лапы, застыли полуприкрытые тяжелыми веками глаза. Может быть, видят они наш
караван, гуськом идущие корабли, и сооружения из железа и стали кажутся властелинам
песков хрупкими, недолговечными.
А ведь может родиться фантастическая картина «Корабли и Вечность».
Почему не помечтать, мысленно положив на монохромно серый холст усталые глыбы сфинксов.
Лица, источенные веками, гибкие зеленовато-коричневые тени залегли во впадинах,
неподвижный взгляд устремлен туда, где цепочка огоньков выдает присутствие кораблей,
шествующих по пескам.
Вечного ничего нет! — сообщает Алексеев, заглянув в мой альбом,
где с помощью акварели пытаюсь материализовать возникшую в воображении картину.—
О какой вечности может идти речь?
Между прочим, знаменитому сфинксу возле египетских пирамид уже
более четырех тысяч лет.
А тебе известно, что он медленно гибнет? Под воздействием песчаных
бурь и грунтовых вод в монолите неуклонно идет процесс эрозии.
Не люблю, когда выражаются столь научно.
Ты получил сигнал бедствия?
Почему я? Все знают, что у гигантского изваяния уже отвалился
кусок лапы, идут реставрационные работы. Теперь начат второй этап «лечения» — к
фигуре льва с головой человека будет приставлена борода.