Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
В Суэцком канале.
«Давай каюта!»
О песчаной буре
и бороде Сфинкса
В иллюминатор видно, как, прижимая к засаленным кофтам оловянные
миски с корабельным омлетом, Ваддах и Хатыб бредут по палубе.
— А ведь они очень несчастные люди. Они — феллахи. Ты хоть знаешь,
кто такие феллахи? Это самый низший,
самый эксплуатируемый класс, настоящие бедняки. Ютятся на окраинах, в глиняных
землянках. Обремененные
податями, лишь на короткий сезон пахоты или жатвы уходят обрабатывать землю примитивным
плугом, на уровне древних египтян. Своей земли у феллахов нет, они получают ее
во временное пользование и платят подати большей частью урожая.
Как это они тебе без знания языка рассказали? Почему они мне
должны рассказывать? Книги чи-
«Курчатов» неторопливо движется в караване судов. Впереди высокая
красная корма сухогруза, позади большое двухтрубное пассажирское судно. В узком
горле канала корабли кажутся громоздкими, неповоротливыми, трасса проходит по пустынному
Суэцкому перешейку, разрезая его с севера на юг, в наиболее низкой части соединяя
Средиземное море с Красным. Между устьевыми портами длина канала составляет сто
шестьдесят километров. Иногда русло отклоняется от прямой, делая поворот, и тогда
можно лицезреть фантастическую картину: песчаные горбы
скрывают канал, от впереди идущих судов видны лишь мачты с надстройками да изрыгающие
дым трубы. Мачты, надстройки и трубы движутся над пустыней, будто презрев законы,
плывут корабли по песку. К такому зрелищу надо привыкнуть!
И снова, в который раз, с ревом проносятся над головами истребители:
благодаря своему положению между бассейнами Атлантического и Индийского океанов
Суэцкий канал становится все более горячей «точкой приложения сил».
Идем, прижимаясь к северной стороне канала. Справа безжизненные
пространства, слева теплится жизнь. За буграми спрессованного, извлеченного из
русла песка, как за рыжими стенами цитадели, приютились домики. Собственно, слово
«домики» вряд ли применимо к жалким хибарам, что вросли в холмы.
Берег кажется необжитым, безлюдным, лишь закутанная в черное
покрывало женщина тянет за веревку понурую низкорослую коровенку.
Сухой ветерок шевелит мусор, глохнут, увязают в плотном воздухе звуки. А рядом
нацеленные в небо стволы орудий, груды покореженного металла, колючая проволока.
Иногда завалы насыпи расступаются, открывая горизонт с уходящими в белое сияние
полосками оазисов и тусклыми серо-зелеными пальмами. Лениво журчит у бортов вода,
слабой волной упирается в укрепленный берег. Нищета и разор печально контрастируют
с утренним крепнущим светом. Еще не набрали полной силы краски, но уже уплотнился,
зарозовел песок, зазолотились финиковые пальмы.
Частыми порывами налетает ветер, наизнанку, до рыжего основания
выворачивает листву, укладывает, отбрасывает набок широкие, как веер, кроны, будто,
раскинув зеленые крылья, рвутся и не могут сорваться с гнезда лохматые птицы.
Все плотнее насыщается мир сиренево-охристыми красками. Сужаясь
позади, как бегущие к горизонту рельсы, уходят в песчаное марево берега канала.