Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
В Суэцком канале.
«Давай каюта!»
О песчаной буре
и бороде Сфинкса
Я тоже написал пару этюдов, но кто поверит в Москве, что писано
возле Африки. Закончив работу и собрав этюдник, за отсутствием ярких впечатлений,
отправляюсь в конференц-зал изучать историю Суэцкого канала.
Уже в глубокой древности существовал судоходный канал, соединяющий
Средиземное и Красное моря. Построенный многие тысячелетия назад, он постепенно
подвергался разрушению. В период расцвета персидского государства царь Дарий приказал
восстановить канал — повеление это высечено на каменных, раскопанных в Египте плитах.
По свидетельству античных ученых Геродота и Страбона,
«канал фараонов» еще в древнем Египте связывал дельту Нила с Красным морем; в VIIIвеке, повинуясь приказу багдадского халифа,
канал засыпали.
Первые проекты нового сооружения появляются после открытия морского
пути в Индию вокруг Африки, а в конце XVIIIвека в связи
с расширением международной торговли постройка канала через Суэцкий перешеек становится
необходимостью. Десять лет длится начатое в апреле 1859 года строительство, и лишь
в ноябре 1869 года состоится официальное открытие канала для судоходства.
Построенный руками египетских феллахов (более двадцати тысяч которых погибло при строительстве) канал стал пропускать
первые суда.
В Константинополе на конференции (в число стран-участниц входила
и Россия) был определен международный режим работы канала. Согласно принятой конвенции,
канал должен был оставаться открытым для торговых и военных судов всех стран как в мирное, так и в военное время. Любая блокада признавалась
недопустимой, право свободного прохода предоставлялось даже военным кораблям воюющих
государств.
Однако правила конвенции вскоре были нарушены: в 1882 году Египет
оккупировали английские войска. Великобритания, подписав конвенцию, отказалась
ее выполнить и во время первой мировой войны объявила об установлении протектората
над Египтом.
Сразу после своего сооружения в 1868 году Суэцкий канал стал
объектом ожесточенной межимпериалистической борьбы. Захват Египта и зоны канала
— одна из целей гитлеровской Германии во время военных действий в Северной Африке
в 1940—1942 году.
В 1952 году в Египте происходит революция, в 1953 году провозглашается
республика. В 1956 году Суэцкий канал национализируется.
Империалистические государства предпринимают против Египта карательные
санкции, движение судов прерывается. В 1967 году в результате агрессии Израиля
против арабских народов международное судоходство вновь прекращается на долгие восемь
лет. Канал заминирован.
Перед открытием судоходства возникла острая необходимость расчистить
фарватер. Однако в лоциях и на картах Красного моря не были отмечены происшедшие
за эти годы изменения: новые коралловые рифы и банки, в которых намертво застревали
поставленные тралы. Особую опасность представляли затонувшие суда: взрывы могли
произойти в любую секунду.