Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Идем
к островам
Альдабра. «У вас
впереди бурун!»
Я — как все.
Лунным этюд
Сегодня добрая луна. Каждый трепет лунного блика не случаен.
Позванивают кристаллики звезд, просятся на чистую поверхность холста, все кажется
исполненным символики и значения. Все, что живет, растет, дышит, находится в неразрывной
взаимосвязи, и человек неотделим от этого единства. Мир велик, потому что не отбрасывает
ни единой песчинки. Для художника не может быть большего счастья, нежели показать
красоту мира.
Работаю на большом, метр на метр, подрамнике. Работа моя удалась,
говоря словами великого Шекспира,
В делах людей прилив есть и отлив. С приливом достигаем мы успеха.
За спиной шаги, оживленный говорок: после дружеской встречи покидают
корабль гости, шествуют из конференц-зала по палубе. И вдруг тишина — группа остановилась:
наверное, этюдник на борту научного корабля и холст с украденной луной Альдабры — зрелище неожиданное. Слышу шепоток одобрения, удивленные
восклицания, но я пишу себе и пишу, никак не реагируя на их появление, хотя к тому
и обязывает вежливость. Как-никак, а они не пустили наших ученых на Альдабру!
Луна уже далеко переместилась по небосклону, изменилось освещение,
да и корабль развернуло на якоре. И прежде чем собрать свое хозяйство, присаживаюсь
отдохнуть на теплые, туго свернутые кольца канатов.
Ночь в океане и ночь в песках — зрелище, не имеющее себе равных.
С той лишь разницей, что океан — зеркально чуткое отражение неба, всегда живое,
расчерченное дорожками от каждой крупной звезды; в пустыне же, погрузив все остальное
во тьму, безраздельно властвуют небеса.
На экваторе, возле сонного атолла, вспоминаю другую ночь — пережитую
в Каракумах.
...Темнота застает
нас далеко от Ашхабада, в северовосточных Каракумах,
откуда двумя машинами возвращаемся со станции Пустынь Туркменской Академии наук.
Дороги, как таковой,
нет, лишь наезженная неширокая колея. Водитель спешит: молодой парень, сам первый
раз в пустыне, боится отстать, потерять из виду головную машину, буксуем, ретиво
взбираясь на барханы, сползаем, зарываясь в песок. На густо-синем
небесном полотне, с левой его стороны, слабо брезжит зловещий багровый свет.