Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Идем
к островам
Альдабра. «У вас
впереди бурун!»
Я — как все.
Лунным этюд
Жак-ИвКусто, путешествуя на Калипсо, установил, что при отливе скорость
течений в протоках Альдабры в отдельных случаях может
достигать пятнадцати узлов. Кольцо атолла охватывает мелководную лагуну, в часы
приливов и отливов мощные массы воды устремляются в протоки, грозя неприятностями
застигнутым пирогам и шхунам. Трудно найти лазейку в этом лабиринте, радуга от
разбивающихся бурунов красноречиво висит над рифами.
Участники разведки расстроены, ибо бот разворачивается на обратный
курс: не ждать же два часа до прилива. Капитан Касаткин начисто отметает робкие
предложения энтузиастов — несмотря ни на что ринуться на высадку. Однако голоса
все настойчивее — все так и рвутся вступить в единоборство с океаном: А я?
Касаткин несколько растерян: в первый раз в жизни оказался он
в боте с учеными. Наука — великая вещь, кто знает, какие глобальные проблемы собираются
они решать там, на Альдабре.
Может быть, зайдем с другой стороны?
А если попробовать добраться вплавь?
А может...
Робкие голоса все упорнее. Через буруны вплавь? Этого еще недоставало.
С вполне объяснимой заинтересованностью слежу за развитием событий.
Но капитан есть капитан.
Нет,— твердо произносит Касаткин,, и
бот окончательно становится кормой к Альдабре, носом
к Курчатову. Белый на голубом, с прямыми стройными мачтами, будто уменьшенный окулярами
бинокля, корабль кажется нарядной игрушкой на шелковой глади океана. Хитрецы явно
тянут время в ожидании прилива...
Может, искупаемся?
Для чего взяты ласты и маски?
Вы не против? — вежливо обращается ко
мне Нейман. А я что? Я — как все.
Все, кроме меня, моториста и Касаткина, поспешно избавляются
от излишков одежды и, облачившись в маски и ласты, исчезают в пучине. Весело поблескивают
жемчужные пузырьки, вода уже окрасила ныряльщиков в призрачный зеленоватый цвет.
— Прошу не заплывать далеко! Держаться парами,— следует запоздалое
напутствие капитана, но куда там: кто,
где уже не определить, люди-амфибии один за другим скрылись в Индийском океане.
Даже солидные докто ра наук Гительзон и Сорокин,
пятясь, исчезли в глубинах.
Полдневный жар бьет без сожаления, с раскаленного купола изливается
слепящий свет — океан, шутя, отражает его обратно. Между океаном и небом — потерявший
ход шлюп. Ни малейшего движения воздуха.
Течение медленно относит нас в сторону. Неузнаваемые в масках,
изредка возникают головы ныряльщиков — уже на значительном отдалении. Моторист,
сидя на корме, пытается приблизиться к ним, манипулируя рулем.