Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Идем
к островам
Альдабра. «У вас
впереди бурун!»
Я — как все.
Лунным этюд
Вечером, в двадцать часов, когда прилив вторично за сутки достигает
наивысшей точки, к Курчатову подходит надувная резиновая лодка, оснащенная мотором.
Приезжают биологи с атолла и гости с яхт. Среди них сотрудники Смитсонианского института из США, также прибывшие для работы
в заповеднике. Некоторые из них при разных обстоятельствах общались ранее с коллегами
из Института океанологии, некоторые даже бывали в СССР. Лодка подходит к штормтрапу,
и на палубе появляется очень молодая и очень декольтированная
дама в вечернем туалете из бледно-фисташкового развевающегося шифона. Посетители
в количестве девяти человек вместе с администратором острова, сопровождаемые дежурным
по экспедиции, знакомятся с лабораториями и затем отправляются в конференц-зал.
Для нас же более значительным событием явился необычный закат.
При абсолютном штиле океан стал светлее неба, штришками пошла по воде легкая рябь.
Над Альдаброй долго висело огромное лиловато-розовое облако, под ним — второе, зеркально отраженное
океаном. Солнце отправилось на покой, расстелив полыхающую дорожку,— у ловцов закатов
появилась надежда на Зеленый Луч. Пеленгаторная, как
всегда в таких случаях, превратилась в арену ожидания, заняты выгодные места у борта,
нацелены фотоаппараты. Но, коснувшись горизонта, светило багровеет, сжимается в
пульсирующий зеленоватый сгусток, последняя вспышка света выплескивается на небо,
а был ли, не был Зеленый Луч —никто толком сказать не может.
Давно облюбовал место для ночного мотива. И вот он: Ночь над
Альдаброй. Поставил этюдник, укрепил холст, очертя голову
окунаюсь в восхитительный пейзаж.
Призрачные поздние облачка со всех сторон выбегают на остывающий
небосвод, замирают в неподвижности, добравшись до центра купола, едва не столкнувшись
лбами. Сквозь вуаль облаков все ярче проступает напряженный блеск звезд. Будто
и не было недавнего пламени заката, крадущиеся тени обволакивают корабль, смягчая
контуры мачт, размывая провода и тросы.
Перебирая кисти, сожалею, что не стал астрофизиком: кому, каким
цивилизациям шлют вести бесчисленные светила? Звезды охотнее всего светят влюбленным,
поэтам и философам,— любили говорить древние, но и мне они сегодня светят с особенной
силой, кажется, именно здесь, сейчас опустится к тебе птица удачи.
Чего проще — луна на небосводе. Но какой емкий мир в этом, казалось
бы, банальном сюжете. Какие тайные пружины должны вступить в действие, чтобы магия
видения приоткрыла завесу над главным, превратив мотив в событие? В каждом пейзаже
сосуществуют рядом второстепенное и главное, в этом ночном пейзаже суть заключена
в тайне: ничья, кажется, нога не попирала смутно белеющую полоску песка, никто не
раздвигал сплетенные ветви кустарников.
В основах медицинских доктрин позднего средневековья лежало
убеждение о связи человека с Вселенной, о влиянии Зодиака, планет и Луны на человеческий
организм. Специальные законы предписывали обращение врача к таблицам движения Луны
и планет по Зодиаку. Чтобы
отныне ни один цирюльник не смел пускать
кровь никакому человеку... иначе как при доброй луне,— писано в законе, изданном
в 1400 году в Каракасоне.