Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Еще
раз
о пауках и улитках.
— Талант — это достояние народа, и его надо беречь,— говорили
нам в Национальной школе искусств города Порт-Морсби,
где учатся представители шестисот этнокультурных групп Папуа-Новой Гвинеи.— Наша школа — единственное подобного
рода учреждение в Океании; вернувшись домой, в деревни,
ученики передадут приобретенные знания своему народу.
Условия отбора для учения в школе искусств Папуа-Новой Гвинеи те же, что и в.колледже
Сейшел,— наличие таланта, призвание. Процесс учебы сложен,
общение между учащимися затруднено, недаром этот район планеты считается «раем
для лингвистов». Дети шестисот различных племен говорят на разных языках и наречиях,
нередко даже жители соседних деревень плохо понимают друг друга.
Национальная школа искусств в Порт-Морсби — явление уникальное,
это не только единственное учреждение в Океании, объединяющее одаренную молодежь,
но и первая попытка свободного государства воздействовать средствами искусства
на духовный мир человека. Программа обучения включает изобразительное искусство
(в том числе прикладное), хореографию, драматургию, литературу, музыку. Оригинальное
и самобытное искусство народа, несмотря на долгое бремя колониального господства,
живет и развивается в творчестве талантливых юношей и девушек.
В искусстве отражены их представления о мире, связывающие в
единую цепь человека, животных, постоянно умирающую и возрождающуюся природу.
Своеобразно преломляясь в творчестве, мир этот сохраняет свои
конкретные обозначения, всегда узнаваем. Однако в изображении новогвинейцев он предстает фантастичным
и условным, как условны и фантастичны сами представления художника о мире.
Неудивительно, что в разных точках планеты есть много общего
в восприятии жизни островитянами: условия существования, тесно связанные с природой,
заставляют людей пристально к ней приглядываться, «дружить»,
искать контакта. Богатое воображение стремится проникнуть в суть предмета, в метафорическом,
поэтичном видении мира заключена реальность.
С восходом солнца в океане из мрака возникают очертания изящных
пальм, хижин, скал. Почему бы не утверждать, что... «солнце рождает деревья»? Многие
народы, определив, что предметы при блеске огня приобретают красный цвет, стали
считать причастными к рождению огня ярко окрашенных алых птиц...
Но вернемся к Сейшелам.
Как скажется влияние профессионального образования, как претворятся
на деле сложные задачи воспитания молодых художников в молодой республике, покажет
время.
Президент Альбер Рене, чей портрет, выполненный одним из учащихся,
висит в аудитории класса искусств, провозгласил: «Абсолютно каждый сейшелец имеет
право на бесплатное образование, а уж как он им сумеет воспользоваться — дело таланта
каждого...»
На прощание Джон Адам обращается с просьбой показать учащимся
наши рисунки и акварели, сделанные в рейсе и на Сейглелах.
Смуглые юноши и девушки склоняются над длинным столом, где мы раскладываем работы.