Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Еще
раз
о пауках и улитках.
Кабинет Джона Адама — глубокая застекленная ниша на первом этаже
галереи, сюда не долетает разноголосый шум переменки. Полутораметровая модель яхты
с оснасткой сделана руками учащихся, на мачте трехцветный флаг республики. Африканские
скульптуры, декоративный батик, натюрморты в технике акварели, масла. Многочисленные
фотографии отражают увлечение студенческого ансамбля танцами и музыкой, спортивные
призы говорят о высоком уровне спорта. Стены увешаны таблицами с расписаниями занятий,
программами, календарями.
— Колледж — промежуточное звено между средней и
высшей школой,— говорит Адам.
— Каково его основное назначение? — вопрос Иосифа
Исаевича.
— Подготовить способную молодежь к. поступлению в университеты
Англии, Франции, Австралии. В последние годы многие сейшельцы обучаются в социалистических
странах, например в Югославии. Несколько человек учатся в институтах Киева и Московском
университете.
И пока рассматриваем объемистый журнал — ежегодник, иллюстрированный
фотоматериалами и юмористическими рисунками учащихся, пронзительный звонок возвещает
о конце переменки.
В аудитории, куда приводит нас директор колледжа, вопрошающие
глаза, оживленные лица. Креолы, индийцы с иссиня-черными прядями волос, европейского
типа светловолосые юноши, рыженькие девушки с распущенными по плечам локонами.
Тремя секторами поднимаются ряды, каждый выше предыдущего, за столиками по три
человека.
При словах Адама «гости из Советского Союза» по аудитории проходит
легкий шепоток.
На безукоризненном английском Гительзон
читает лекцию сейшельским студентам, и в речи его то и
дело звучат слова «Москва», «университет». Рассказывает об организации в Советском
Союзе науки, о Сибирском отделении Академии наук, о задачах экспедиции.
И кажется — мир
не так уж велик. Незримая нить от сибирскогоакадемгородка пересекла экватор, дотянулась
до затерянных в просторах Индийского океана Сейшельских островов.
Когда указка, демонстрируя путь «Курчатова», огибает Европу и по карте шествует
в Южное полушарие, аудитория приподнимается с мест. Глаза, блестящие, как антрацит,
светлые и темные, серьезные и с веселой искринкой, следят за указкой. В классе, вмещающем сто учащихся,
напряженная тишина, полуоткрыты рты, внимательны взгляды. Голос Гительзона перебивают лишь посвистывание и треньканье резвящихся
на лужайке птиц. Иосиф Исаевич переходит к рассказу о своей лаборатории.
Борис Владимирович! Не поможете ли вы нарисовать батометр?
Корабль в любом ракурсе — пожалуйста. Боты, шлюпки, киты, акулы
— тоже. А насчет батометра я пас.
Лектор удивлен. Его батометр кажется ему простым как божий день
и ясным даже неспециалисту. И хотя ответ Алексеева звучит на чистейшем русском языке,
выражение лиц и мимика сделали диалог понятным — заулыбались, засмеялись, задвигались.
Приходится