Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Еще
раз
о пауках и улитках.
строгой блузке, с тяжелой копной вьющихся каштановых волос кажется сверстницей своих
учеников. Уважительно и ласково они зовут ее по имени — Кристина.
Для нас, гостей, сооружена выставка-экспромт. Живопись и рисунки,
выполненные в различной технике, уже развешаны на стенах — не каждый день появляются
на Сейшелах советские художники. Судя по экспозиции, молодежь
тщательно штудирует натуру, стремится передать характер и материальные особенности
предметов. Сложные формы океанских раковин, узоры кораллов, живые и сухие цветы
и растения. Немало портретов, рисунков с обнаженной модели.
— Многие рисуют у нас в классе «просто так»,— рассказывает Кристина,—
но для иных искусство — призвание.
Винсента Катима и Камиля Стренга она
считает самыми одаренными из своих учеников. Немного смущаясь, темноволосые рослые
юноши снимают со стеллажей объемные папки с рисунками. Винсент и Камиль мечтают учиться в Советском Союзе. Несколько молодых
сейшель-цев уже учатся в Москве.
В библиотеке колледжа много переводной литературы из СССР, в классе искусств среди пособий находим репродукции с картин Сурикова и Репина,
Саврасова и Левитана, Васнецова, Рябушкина, Врубеля.
Есть альбомы репродукций и с работ современных мастеров изобразительного искусства.
Класс полон света, широкое окно выходит на внутренний дворик.
Плотные, подбитые черной тканью драпировки регулируют силу освещения. Вдоль одной
из стен — полки с материалами для работы: рулоны ватмана, холста, краски и кисти
— все выдается бесплатно.
Тем временем Винсент и Камиль, развязав
тесемки толстой папки, извлекают рисунки и акварели. Примечательно, что, работая
на пленере, молодые художники не стремятся к выигрышным мотивам, а уж их-то на Сейшелах предостаточно. Любой предмет кажется им достойным
изучения, отсюда — многочисленные фрагменты: камень на дороге, стволы в пятнах
солнечного света, цветущий куст... Попавшее в поле зрения изображено
с протокольной точностью.
— Мы еще не умеем постигать живописную структуру пейзажа,— говорит
Кристина,— но хотим научиться передавать, как трепещут листья и переливается вода...
Методика преподавания в колледже «еще ищет себя», работы студентов
класса искусств не следуют определенной школе, в значительной степени «каждый поет
свою песню». Составляющие экспромтом созданную выставку работы (в основном композиции
учащихся) во многом грешат рассудочностью, яркая, прекрасная природа тропиков предстает
монохромной, налицо стремление к символике, гротеску.
Гигантский рак душит в клешнях человечка; из взбудораженных вод
тянутся разверстые пасти чудищ; полузвери-полупризраки
осаждают города — хаос тел, взрыв фантазии, вакханалия эмоций. И рядом «Рыба на
тарелке» того же автора — скрупулезно выполненный натюрморт, с тщательно проработанными
деталями.
Было бы по меньшей мере странно, если
бы океанские ветры не занесли на Сейшелы господствующие
на западе и окруженные неослабным вниманием мировой печати веяния: искусство, имеющее
своим содержанием не внешний мир, а состояние ума художника, повернутое спиной
к изображению жизни.