Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Средиземное море. О
чудесах и лунной радуге.
буйствовала весна, почтальон
вручил нам в Москве удивительную телеграмму: «Срочно выезжайте нод воду погружением „Аргуса"». Расшифровать ее было несложно:
в Южном отделении Института океанологии, пеподалеку от
Геленджика, готовили к погружению подводный обитаемый аппарат «Аргус».
Сравнительно недавно в арсенале исследователей океана появилось
новое средство, с помощью которого геологи могут собственными глазами увидеть рельеф
дна,— подводные обитаемые аппараты. Они могут опускаться на глубину до двух километров
с тремя членами экипажа на борту и системой жизнеобеспечения на трое суток, с обычным
рабочим погружением, ее превышающим восьми часов.
«Аргус» — аппарат отечественный. В 1976 году
но заказу Академии наук СССР в Канаде были построены два подводных обитаемых аппарата
«Пайсис» («Йайснс» — созвездие
и знак Зодиака Рыбы). Батискафы снабжены механической рукой-манипулятором, теле- и фотокамерами, локаторами кругового обзора и подводным
акустическим телефоном для связи с поверхностью.
Из нашей мастерской, что находится в Краснодарском крае, в очаровательном
месте, именуемом Горячий Ключ, недалек путь до Южного отделения, и мы стали очевидцами
прибытия «Пайсиса». Мощный кран осторожно перенес десятитонную
махину с платформы на прогретую солнцем землю. Расплюснутое белое тело, покачиваясь,
медленно вращалось на тросах. Сияя алой горловиной, приближалось к земле, будто
садилась диковинная птица, пробуя грунт ногами-опорами. Три глаза-иллюминатора оглядывали
окрестность. В длинном алюминиевом ангаре ожидал встречи с коллегой желтый «Аргус».
Вскоре, малость пообжившись, «Пайсие» отправился исследовать дно Байкала, где в 1977 году
приступила к работе Байкальская геофизическая экспедиция, «Аргус» же готовили к
очередному погружению в воды Черного моря.
Весной в Южном отделении остро и пряно пахнет сосновая рощица,
высаженная руками сотрудников. Выталкивают лиловые стрелки ирисы, стекают с кустов
сиреневые грозди. Получив телеграмму, мы, погрузив в машину холсты и краски, немедленно
отправились в путь втроем, сидя за рулем по очереди с Натальей: в семье нашей глава
осуществляет лишь общее руководство, изредка совмещая его с заправкой бака бензином.
И вот уже позади Пшадский и Михайловский
перевалы, «Жигуль» сигналит перед железными воротами.
На въезде поблескивает таинственная надпись: ИОАН (Институт океанологии Академии
наук). Трем художникам работать вместе и легче и трудней. Порой разные точки зрения
рождают сложности, однако, наспорившись вдоволь, приходим к бесспорному:
точка пересечения взглядов есть истина.
Прихватив альбом, Наталья отправляется в ангар, предоставив нам
решать бытовые проблемы, которых, впрочем, немного: «дом» на четырех колесах со
сдвоенным багажником прибывает вместе с нами. Успеваем приехать вовремя: завтра,
на рассвете, «Аргус» отбуксируют к месту погружения.
Батискаф похож на фантастическое белое яйцо. Еще не так давно
он был желтым, как вылупившийся цыпленок. Изменить цвет его заставил случай, едва
не ставший трагическим. В ангаре, оплетенном щупальцами кабелей и тросов, рисуем
«Аргус» в последние часы перед погружением.