Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Средиземное море. О
чудесах и лунной радуге.
свет окрашивает
муаровыми переливами алюминиевые бока ангара. Колеса несущей платформы вцепились
в рельсы — по крупному галечнику убегают к морю. Экипаж батискафа работает слаженно,
без слов понимая друг друга. Металлическая лесенка кажется не-
нужной, так уверенно перемещаются они по корпусу, находя лишь
им ведомые точки опоры.
От поведения машины зависит жизнь человека. Наверное, поэтому люди наделяют технику свойскими, земными именами:
батискафы — «Скатом» и «Мантой», надувной рыжий плотик
— «Пеликаном», барометрический испытательный комплекс — «Кроликом».
Все ниже скатывается солнце, удлиняя тени. В углах ангара сгущаются
сумерки. Рабочее время истекло,'и,
вытащив легкие теннисные ракетки, пилоты и наблюдатель отправляются на корт, за
лужайкой. А мы остаемся наедине
с «Аргусом».
В сумраке поблескивают иллюминаторы глазастой рубки. Тишину
прерывают лишь частые шлепки мячей да вскрики птиц: в эти часы ангар принадлежит
ласточкам, среди хитросплетений опор и балок стального каркаса видны хрупкие птичьи
гнезда. С недовольными криками кружат птицы, роняя на палитру нечто явно биологического
происхождения,— выживают чужаков.
Ишь ты! Близко взял,
и в тоне красиво.
Вписалось! А ракурс перебрал...
Техника и птицы! В этом что-то есть!
непосвященных трудно уловить суть. Акванавты продолжают сражение
на корте, будто не им опускаться через несколько часов в глубины, не ведающие смен
времен года и солнца. Никогда никакого света, кроме слабого мерцания бортовых огней
и прожекторов батискафа...
А погода портится. Набрякли водянистые
тучи, спешат закрыть небо. Ветер просвистывает долину, треплет лохматую сирень,
наизнанку выворачивая листву. Простые и махровые, белые и голубые,
розовые, фиолетовые, сиреневые гроздья источают аромат,
заглушая запахи моря. И вот уже дождь полосует землю. С торопливым стуком захлопываются
ставни, скрежещут железные ворота — сотрудники, получившие благоустроенные квартиры
в Геленджике, спешат добраться домой.
Располагаюсь с Натальей в пустующем коттедже, где в небольшой
квадратной комнатке определен наш приют. Алексеев предпочитает раскинутые сиденья
духоте помещения и отправляется спать в машину, несмотря на адскую канонаду капель
по жигулевой крыше. Ночью слепящие молнии бьют совсем
рядом, глушат раскаты грома, свистит, позвякивая стеклами в оконных створках, ветер.
Но это пустяк в сравнении с грохотом в коридоре, где сохнут свежезанисанные холсты. Что-то падает, лязгает, трещит и бьется,
кто-то, тяжело ударяясь о стенки, мечется в передней. Наконец
дверь распахивается, и нечто мокрое, сверкнувшее рыжим в очередном блеске молнии,
врывается в комнату и забивается под мою койку.