Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Средиземное море. О
чудесах и лунной радуге.
А что записано в тетрадке? «Волны, с глухим
шумом разбивающиеся о берег,— это биение сердца нашего родового дома. Жидкость,
такая же соленая, как вода, течет по нашим венам. Исследованию моря я посвятил более
полувека, иногда для меня наступают минуты отчаяния, но, как правило, я всегда остаюсь
оптимистом». Это Ив Кусто.
Сережа, может быть, вы расскажете, что случилось с «Аргусом»
в сто пятом его погружении? (Эту историю мы слышали еще в Москве.) — Может быть,
вы в курсе?
Отчего не в курсе, я сам тогда был на «Аргусе». Предстояло взять
образцы грунта. Ну, погрузились мы на дно, а оно с очень сложным рельефом...
История эта едва не кончилась трагедией. Батискаф опустился,
вышел на большую глубину. Слева — илистый, мягкий склон подводного ущелья порядка
сорока пяти градусов. С него, потревоженная винтами аппарата, стала оползать илистая
лавина. Взбаламученные донные осадки колыхались сплошной завесой, течений в этом
районе нет, мутный шлейф обволакивал батискаф.
— У батискафа есть «слепая зона»,— продолжает Сергей.— Два боковых
прожектора — как автомобильные
фары, а один, мы зовем его «подводным светильником», светит вниз. Как только пелена
заволокла ллюминаторы,
«Аргус» ослеп.
Рассказывает неохотно, с паузами.
— Со склона шел, сильно провисая, тяжелый, свинцовый кабель.
Батискаф прямо под него попал. Левая лыжня
плавно так, тихо вошла в ил — сразу стало темно, чувствуем, «Аргус» попал в капкан,
держит нас кабель. Изменяли плавучесть, продували цистерны, пробовали вырваться,
но скоро все мы трое поняли: сидим в ловушке. Кабель запутался не как-нибудь, а
лег точно посредине между выступавшей рубкой и спасательным буем. Решили ждать.
Через четыре часа тщетных усилий командир наш Евгений Павлюченко
признал аппарат в аварийном состоянии и запросил помощи с поверхности.
Запаса кислорода было у них на трое суток. Случилось то, что
невозможно предусмотреть и вероятность чего нельзя предвидеть: батискаф не мог двигаться
ни вперед, ни назад, ни вверх, ни вниз — никуда. Трудно представить себя в подобной
ситуации.
— Чтобы кислород не расходовать, старались меньше двигаться,
легли. Первые сутки никто из нас не спал, потом успокоились.
Хочется спросить, что значит «успокоились» при таком
стечении обстоятельств,
но молчу, и Сергей продолжает ровным, бесцветным голосом:
— Есть не хотелось. Те двое суток, что пробыли под водой, никто
к еде не притронулся. На вторые сутки
отказала подводная связь: что сверху говорят — слышим, а сами ничего передать не
можем. Тогда стали молотком по металлической обшивке бить: частые удары «да, да,
да», два коротких — «нет, нет». Шансы на спасение знали,
но старались сохранять спокойствие. А ктати,— неожиданно
добавляет он,— кстати, все, о чем рассказываю, на этом самом месте произошло, тут
все и было.