Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Селедка и Балтика. В Кильском канале. Кто говорил «ясно».
Часослов герцога Веррийского
Без сознания. Робы, что
надеты были, заледенели, колом стояли, пришлось их с тела ножами срезать.
Судно, что нас спасло, лазарета не имело. Условий никаких. На
одну койку нас по двое положили, чтобы друг друга грели. И что самое удивительное,
когда отогрели, пересчитали, до фамилий дело дошло... Знаете, что оказалось? Брат
мой родной на этом СРТ плавал. Это он в ту ночь на вахте стоял
и знать не знал, что меня спасали. Мне, конечно, трудно рассказать, как мы
потом встретились.
Плахова не умеет держать паузу и не выдерживает:
И что потом было?
Выжил. На землю вернулся. Стал дальше учиться, практику на море
проходить...
И это после того, что случилось?
А что особенного, любил я эту профессию. С тех пор многое минуло,
на танкерах пришлось ходить, на плавбазах. Сейчас главным качеством моряка должна
быть грамотность, сложнее на море стало. Флот вырос, тоннаж увеличился, да и скорости
не те. Теперь наша работа требует большого напряжения, больших знаний. Хотите знать,
в чем сейчас главная беда? Часто приходится встречаться с безграмотно действующими
судами, это самая большая в море опасность. Причина? Не во всех странах звание «командир
корабля» присваивается добросовестно, отсюда и результат. Конечно, тяжело плавать,
только я себе другой работы не представляю.
— Так вот,— задумчиво продолжает Владимир Георгиевич.— Я еще
в детстве дал себе клятву: буду капитаном.
Если на корабле воспитать людей не смогу, значит, сам виноват, сам все делать буду,
а с палубы не уйду. И произошел со мной такой случай.
Шли мы на корабле «Карл Линней», приписанном к Калининградскому
пароходству, с восемнадцатью тысячами тонн водоизмещением. Раньше этот корабль
назывался «Кавказские горы». Стали Бискай проходить, в
одну сторону прошли хорошо. А у моряков примета такая есть: если Бискай в одну сторону нормально пропустит, обязательно дождется
и на обратном пути прихватит. Взяли мы в Южной Африке большой палубный груз, домой
идем осенними штормами. Я приказал хорошо раскрепить груз, но чувствую, у команды
ощущение безопасности возникло, и такое в нашем деле случается.
С палубы не уходил, сам все проверял, кое-где переделать заставил.
И что же? В Бискае такой шторм пошел, из рубки смотреть
страшно было. Волны по всей палубе гуляют, груза нашего под водой и вовсе не видно.
Плохо было бы, если как следует не раскрепили бы.
Из всего рассказа Касаткина Плахова улавливает лишь деталь о
волнах, что в Бискае гуляют по палубам, ибо именно в этой
точке рассказа взгляд ее тоскливо устремляется в широкое скошенное окно, выходящее
на бак. Обзор лучше некуда, видно сквозь водяную пыль, как вспухают, вздуваются,
катят и опадают горбатые серые бугры.
А я смотрю на капитанский стол, где под стеклом большая фотография:
красавец морячок в бескозырке, молодой Владимир Георгиевич, черноусый, без седины.
— Да-да. Это мой сын, тоже моряк. Сейчас Калинин
градскую мореходку заканчивает. Капитаном хочет быть.
Ясно!