Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Селедка и Балтика. В Кильском канале. Кто говорил «ясно».
Часослов герцога Веррийского
здоровьем. Поседевшую голову держит прямо, невозмутимые
серые глаза смотрят дружелюбно — с таким не пропадешь!
— Я всегда мечтал работать на подобном корабле.
«Курчатов» — устойчивый, прекрасный по ходовым качествам корабль. Вот, например,
на большую зыбь, как
мы сейчас идем, контейнеровозам попадать не рекомендуется, опасно.
Касаткин работает с научной экспедицией первый раз, недавно принял
судно: в Калининград из Финляндии, где «Курчатов» стоял на капитальном ремонте,
корабль возвратился лишь 31 декабря.
Нравится капитану «Курчатов», не смущает его солидный возраст
судна. Как только разговор касается опасной зыби, Плахова заметно оживляется:
Владимир Георгиевич! А почему ночью вдруг бросать стало? Шторма
вроде не было, а проснулись — все трещит, койка дыбом встает, того и гляди, на полу
окажешься. А потом сразу трепка кончилась, как рукой сняло?
А-а... Это я приказал рули-успокоители включить. Пусть, думаю,
люди спокойно доспят, завтрак на камбузе нормально приготовят. Рули-успокоители
на корабле — вещь незаменимая! Хотя они и замедляют скорость хода, зато не дают
кораблю валиться набок. Вот от килевой качки, к сожалению, не избавляют.
Объясните, пожалуйста, как они работают?
Очень просто: из подводной части корпуса выдвигаются четыре
крыла, похожие на плавники рыбы. На судне установлены измерители крена, показания
их поступают на счетно-решающее устройство, оно и управляет движением подводных
крыльев. Стоит судну накрениться, как крылья приходят в движение. Повинуясь сигналам,
каждое из них поворачивается на определенный угол, выравнивая корпус.
Встреча наша с капитаном имеет тайную цель, и Плахова уверенно
направляет беседу в нужное русло:
— Во время экспедиции в Океанию на «Дмитрии Менделееве» нас,
художников, не брали на первые высадки,
именуемые «разведкой», бог знает каких усилий стоило нам пробиться на Берег Маклая в Папуа-Новой
Гвинее,
где лишь восьмерым из ста восьмидесяти человек было разрешено работать в деревне
Бонгу, среди папуасов.
А ведь нам быть участниками всех событий просто необходимо!