М.Л.Плахова

Б.В.Алексеев

Вверх и вниз по Амазонке

Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.

Селедка и Балтика. В Кильском канале. Кто говорил «ясно». Часослов герцога Веррийского

 здоровьем. Поседевшую голову держит прямо, невозмути­мые серые глаза смотрят дружелюбно — с таким не про­падешь!

— Я всегда мечтал работать на подобном корабле.
«Курчатов» — устойчивый, прекрасный по ходовым ка­чествам корабль. Вот, например, на большую зыбь, как
мы сейчас идем, контейнеровозам попадать не рекомен­дуется, опасно.

Касаткин работает с научной экспедицией первый раз, недавно принял судно: в Калининград из Финляндии, где «Курчатов» стоял на капитальном ремонте, корабль воз­вратился лишь 31 декабря.

Нравится капитану «Курчатов», не смущает его солид­ный возраст судна. Как только разговор касается опасной зыби, Плахова заметно оживляется:

Владимир Георгиевич! А почему ночью вдруг бро­сать стало? Шторма вроде не было, а проснулись — все трещит, койка дыбом встает, того и гляди, на полу окажешься. А потом сразу трепка кончилась, как рукой сняло?

А-а... Это я приказал рули-успокоители включить. Пусть, думаю, люди спокойно доспят, завтрак на камбузе нормально приготовят. Рули-успокоители на корабле — вещь незаменимая! Хотя они и замедляют скорость хода, зато не дают кораблю валиться набок. Вот от килевой качки, к сожалению, не избавляют.

Объясните, пожалуйста, как они работают?

Очень просто: из подводной части корпуса выдвига­ются четыре крыла, похожие на плавники рыбы. На судне установлены измерители крена, показания их поступают на счетно-решающее устройство, оно и управляет движением подводных крыльев. Стоит судну накрениться, как крылья приходят в движение. Повинуясь сигналам, каждое из них поворачивается на определенный угол, выравнивая корпус.

Встреча наша с капитаном имеет тайную цель, и Пла­хова уверенно направляет беседу в нужное русло:

— Во время экспедиции в Океанию на «Дмитрии Мен­делееве» нас, художников, не брали на первые высадки,
именуемые «разведкой», бог знает каких усилий стоило нам пробиться на Берег Маклая в Папуа-Новой Гвинее,
где лишь восьмерым из ста восьмидесяти человек было разрешено работать в деревне Бонгу, среди папуасов.

А ведь нам быть участниками всех событий просто необ­ходимо!