Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Вверх и вниз "
по Амазонке.
Чрезвычайное
обстоятельство.
Предложение нас устраивало, но на всякий случай мы сказали, что
надо подумать. Как-никак глаза еще были полны моря, а уши — плеска океанских волн.
Подумав, мы отправились в Каракумы. Действительно, они были сходны: бессильные
песчинки, кроткие капельки воды. Разрозненные, развеянные, превращались в ничто, воссоединяясь, становились грозной силой: мириады песчинок
погребали города, капли, став океаном, смывали берега в пучину.
Мы работали на мертвых барханах и в живых саксауловых рощах,
высаженных руками людей на бесплодных такырах. Бродили по развалинам древнего Мерва, писали в тени фисташковых лесов, на склонах Бадхызского заповедника, среди паутины пробитых архарами троп.
Рисовали людей, что умеют из песка строить дома и выращивать сочные гроздья винограда
там, где нога уходит в песок, с альбомами в руках прошли по рукотворной реке — каналу
имени Ленина.
Четыре года самолеты и поезда доставляли нас из Европы в Азию,
в- Ашхабад, в Туркмению. Но работа была сделана, и жизнь
стала входить в привычную колею. Теперь все начиналось сначала.
На обратном пути из Института океанологии водитель «Жигулей»
Плахова сосредоточенно молчит, дважды проскакивая светофор на
красный свет. Где-то на полпути к дому, в районе Новодевичьего монастыря, она наконец совмещает переживания с правилами движения и открывает
рот, чтобы сообщить мне о своих сомнениях и колебаниях, приводя доводы, из которых
следует, что в силу ряда обстоятельств наша причастность к новому многомесячному
рейсу в океан практически невозможна, более того, немыслима. Прежде чем свернуть
к дому, она притормаживает и поворачивает ко мне лицо:
— Только уговор: помалкивай. Никому ни звука. Понял?
Теперь и у меня
теснятся сомнения, всплывают неотложные, несовместимые с океаном дела.
Так мы идем или не идем в рейс? — отваживаюсь спросить, когда
она, газуя, проскакивает ворота.
Что значит «не идем»? Идем, естественно. Разве есть вопросы?
Вопросов не было. Да и в чем, собственно, дело? Энтузиасты с
рюкзаками за плечами отправлялись пешком с Дальнего Востока в Прибалтику. Папазовы на спасательной шлюпке пересекали океаны. Один из
молодых этнографов, преодолевая сопротивление жены, во что бы то ни стало пытался назвать сына Тутанхамоном... Словом, людям свойственно
стремление к необычному. Не зря подарено нам судьбой соседство
с Московским зоопарком: засыпаем и просыпаемся под рыкание львов, тяжелые вздохи
белой медведицы, кошачье мяуканье павлинов.
«И еще жизнь прекрасна потому, что можно путешествовать». Время
неуклонно стирает воспоминания, как течение размывает след на песчаном дне. И все
же в душе остается частица пережитого: околдованные лагуны и атоллы, лабиринты
коралловых рифов, клубящаяся бирюза просвеченных солнцем вод.