Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Вверх и вниз "
по Амазонке.
Чрезвычайное
обстоятельство.
«Исполин» и «Богатырь» вжимаются сплющенными носами в, обращенный
к заливу бок «Курчатова». Смотрю на якорный барабан: давно прокрутился, сделав свое
дело, но все еще вьется над ним слабый дымок, попахивает гарью. Буксиры плечом к
плечу уже всерьез налегли на судно, между пирсом и нами полоса стылой темной воды.
А ведь все это уже было. Метельная мгла берега, клубящаяся вода,
первое ощутимое подрагивание под ногами палубы. На корабле
заработала машина. И сразу взбудоражилась вода, гулко зашлепала по каменной стен-
ке, затолкались,
сшибаясь, льдинки. Пошли своим ходом. Лавируя среди громоздких
ящиков с экспедиционным оборудованием, Плахова устремляется на корму — самую близкую
к земле часть корабля.
Меркнут постепенно зыбкие огоньки берега, подсвеченная паром
торчит в неуютном небе заводская труба. На палубах суета — убирают, переносят, освобождают.
Для нас выход из порта — великое событие, для них — обычная работа.
Празднично сияют огни на корабле. Мы уже в рейсе. На борту научно-исследовательского
судна «Академик Курчатов», следующего в Индийский океан, сто сорок пять человек,
из них семьдесят шесть — экипаж. Запас дизельного топлива — тысяча триста пятьдесят
три тонны, пресной воды — семьсот тонн, продовольствия — на сто суток плавания.
Словом, вперед, к жарким странам!
А пока балтийский ветер забирается под воротник, будто вылили
за шиворот холодной воды. К чувству радости въедливо присоседилась щемящая тоска:
на земле рожденным нелегко покидать сушу.