Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Полигон «Фреда». Потоп, или
Что такое
ватергюйс. «Боцмана — на бак!»
«Курчатов» уходит от острова
Маэ и следует в район подводной возвышенности Фреда. От
правительства Сей-шел получено
разрешение на работу советского научного судна в территориальных водах Сейшельских
островов. Полным ходом идем на новый полигон, станции следуют одна за другой. Уже
миновали сутки, океан относительно спокоен, однако среди ночи разбужены лязгом и
хлопаньем тяжелых, ведущих на палубы дверей. Что-то скрежещет в кают-компании, ожила,
поползла по столику посуда, с боку на бок перекатывает нас по койке. Доверившись
обманчивому покою, не только мы проявили беззаботность: в соседних каютах звон и
стук, падают незакрепленные предметы. Вскоре волна перестает бить по кораблю, вновь
идем ровно. С опытом приходит знание — причина определена безошибочно: ночью корабль
резко изменил курс, встав под неудачным углом к зыби.
Иллюминатор каюты выходит на застекленную галерею с постоянным
дежурным светом. Уютно посвечивает ночами лампочка, и
кажется, привычный свет отгораживает от океана. А он рядом.
Везде. Слева и справа, иод ногами, отделенный лишь хрупкими
переборками. Расшалившись, подталкивает в корму или, пытаясь остановить, выдувает
навстречу волны-горы. Иногда лучше не видеть того, что творится за бортом. Задернув
шторку иллюминатора, погружаемся в сон и уже не слышим ночных звуков.А их множество.
Затаенных днем и оживающих ночами, ибо тишина не наступает
никогда. Ритмично постукивают сердца машин, скрипят лебедки, позванивают провода.
Как.попавший в западню жук, напряженно
гудит кондиционер, со свистом рассекают воздух лопасти вентилятора — без него
задохнешься в каюте. «Трень-дзинь» — включаются в оркестровку,
позвякивая в стаканах, чайные ложки. Ворочается и вздыхает за стенкой сосед. Что-то
завибрировало, забилось, пошло постукивать чечеткой. Ухнуло тяжелым
железным, и отозвалась, скрипнула в унисон створка, кто-то, мучаясь бессонницей,
прошлепал по коридору. Молчит лишь спикер, немой до поры до времени, никогда не
отключаемый на корабле. Все распоряжения, объявления, приказы, голоса днем и ночью
несущих вахту людей, как опытный сплетник, донесет он до вашей каюты.
— Боцмана — на бак! — деловито сообщит голос-невидимка.— Палубной
команде стоять по местам работ! Начало станции, рабочий борт — правый.
И заурчат, освобождая тросы, лебедки, и пойдет в глубины трал.
Теперь снова можно провалиться в сон — до другого раза. Но и во сне прислушиваешься
к голосу, управляющему твоей судьбой. Как только оживет, закряхтит спикер, включится
с хрипотцой — в голове сама по себе назойливая мысль: «А если...» И сразу обжитой
дом-корабль становится крохотной точкой в не имеющем границ море воды и только воды...
Подводная гора Фреда находится в центральной части Амирантской котловины. Как предполагают ученые, это вулканический
конус. На полигоне «Фреда» уже объявлен номер очередной станции. Как привязка к
определенной точке в океане поставлен буй; место, где корабль лег в дрейф, нанесено
на карту.