Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Полигон «Фреда». Потоп, или
Что такое
ватергюйс. «Боцмана — на бак!»
По мере развития человеческого общества происходит сосредоточение
интереса скульптора или живописца на внешности своих собратьев — отражение сущности
человека, его характера. Художник стремится «почувствовать свою модель», передать
душу человека, чье лицо, изваянное, написанное или нарисованное, возникает под
его руками.
Небезынтересны записи И. Эренбурга о Пабло Пикассо: «В 1948 году
после Вроцлавского конгресса мы были вВаршаве. Пикассо сделал мой портрет карандашом:
я ему позировал в номере старой гостиницы „Бристоль". Когда Пабло кончил рисовать,
я его спросил: „Уже?.." Сеанс показался мне очень коротким. Пикассо рассмеялся:
„Но ведь я знаю тебя сорок лет"».
Неожиданный телефонный звонок — Всеволод Михайлович Белькович, доктор биологических наук, ждет нас в своей лаборатории.
Алексеев приступает к работе над портретом, а я...
— Всеволод Михайлович! Вы давно обещали рассказать о своей работе,
сейчас, право, самый подходящий случай.
Белькович — человек слова,
и мы не упускаем возможности побольше узнать о дельфинах,
«людях моря», как их называли древние.
Рассказ Белъковича. Цель моя в рейсе
— установить, как лучше на научном корабле организовать изучение дельфинов. Какие
нужны специальные приспособления? Как избежать досадных звуковых помех? Ведь в наш
век благодаря совершенной технике наблюдения за китообразными
очень усложнились. Только китобойные и парусные суда не создают шумов в океане,
но теперь парусного флота мало, а жаль!
Что может быть красивее беззвучно скользящего над водой паруса?
Старые капитаны и сейчас считают, что без паруса не может быть настоящей красоты
на море. Давно пора было наградить за верную службу парус и колесо, сколько веков
перемещают они с места на место беспокойное человечество. Не только красота, но
и экологические преимущества паруса бесспорны. К тому же энергия ветра не загрязняет
среду.
Недавно в Японии был спущен на воду первый в мире танкер, оснащенный
наряду с дизельным двигателем двумя парусами из синтетической ткани. Паруса эти
размером двенадцать на восемь метров управляются микрокомпьютером, автоматически
выключающим дизель и подающим команду для развертывания парусов. Предполагают, что
танкер грузоподъемностью тысяча шестьсот тонн будет экономить до пятидесяти процентов
горючего.
Итак, парусники позволяли постигать океан широко и плодотворно:
ведь пока не существовало сложной аппаратуры, у моряка был лишь один способ изучать
водную стихию — наблюдать то, что перед глазами.