Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Западная часть Европы пройдена. Впереди
Гибралтар и Средиземное море. День окончен.
souls(Спасите наши
души) — международный сигнал бедствия. Любое находящееся поблизости судно спешит
на помощь тем, кто ее просит.
Каждый миг времени в водах Мирового океана находится до сорока
тысяч различных судов, и, хотя сегодня моря бороздят не утлые суденышки, а металлические
гиганты, оснащенные надежной связью и мощными противопожарными средствами, три
точки, три тире, три точки продолжают ежедневно звучать в эфире. Каждый день, каждый
час что-нибудь случается.
Не так давно индонезийское грузовое судно «Джела-тик» водоизмещением шесть тысяч двести тонн было сорвано
ураганом с гребня огромной волны и... заброшено на берег в семнадцати метрах от
водяной кромки! Кстати, никто из команды не пострадал.
В 1970 году в Мировом океане находилось около пятидесяти пяти
тысяч судов, триста пятьдесят два из них не вернулись в гавань. За первые девять
месяцев 1976 года затонуло тринадцать танкеров, за тот же период зарегистрировано
шестьсот четыре крупные аварии танкеров, в том числе десять столкновений и пятьдесят
пожаров на борту. Ежегодно в результате кораблекрушений погибает около двух тысяч
человек, правда, цифра эта значительно ниже числа жертв автомобильного транспорта.
Говорят, в старые времена на каждом корабле жил свой добрый дух,
покровитель моряков и судна, но и он был бессилен перед сюрпризами океана. Сюрпризов
же предостаточно. Не так давно, в 1977 году, в одном из районов Тихого океана,
знаменитом таинственными исчезновениями судов, неподалеку от японского острова
Огасавара, был обнаружен водоворот радиусом до ста километров.
К поверхности океана поднимается он с глубины пять тысяч метров, удивляя более
чем странным поведением: через каждые сто дней направление вращения воды меняется
на противоположное.
В Лондоне, в одном из залов английской страховой компании «Ллойд»,
висит бронзовый «колокол рока», поднятый с затонувшего клипера «Лютин». Каждый раз, когда в здание на берегу Темзы поступает
сообщение о гибели судна, облаченный в старинную форму служащий отбивает удары.
Один — извещает, что застрахованное «Ллойдом» судно не прибыло в порт назначения.
Два удара в колокол означает, что не подававший о себе вестей корабль нашелся. Три
удара звучат как похоронный звон — с этого момента судно считается пропавшим без
вести.
Простая чашка кофе родила крупнейшую в мире страховую компанию:
основатель ее Эдвард Ллойд до 1716 года был содержателем кофейни. В сейфах компании
хранятся толстые тома: «Книга кораблекрушений», «Затонувшие в море», «Сгоревшие»,
«Взорвавшиеся», «Погибли в результате столкновений», «Погибшие на мели». Печальный
этот перечень оказался бы еще обширнее, если бы кто-то вернулся с пропавшего без
вести корабля, поведав о причинах его гибели. Ведь иногда суда терпят бедствие
столь быстро, что не успевают подать в эфир радиосигнал, не успевают спустить шлюпки.
Уже целый час сидим в радиорубке. Посвистывает
морзянка, слышны обрывки чужих разговоров, прорываясь сквозь помехи, кто-то помнит,
скучает, радуется, ждет, волнуется...