Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Западная часть Европы пройдена. Впереди
Гибралтар и Средиземное море. День окончен.
Собираюсь в столовую
команды — на очередной фильм, в «кинозал», где с потолка съезжает экран-шторка.
Алексеев откладывает фломастер и впивается в меня удивленным взглядом:
Куда? Ведь ты в Бискае умирать собралась?
А уж это как-нибудь в другой раз!
Алексеев
К вечеру входим в зону штиля. Вволю нагулявшись по просторам
Атлантики, медленно катятся волны. Если взглянуть на карту, пролив Гибралтар узок
и длинен, с севера на юг врезается в Средиземное море. Пролив неширок, всего шестнадцать
километров разделяют два мыса — марокканский Сирее и испанский
Марокки. До двухсот судов проходит здесь в течение дня,
в любое время суток с десяток кораблей одновременно шествует проливом. Узкий фарватер
считается опасным; во избежание столкновений установлен строгий порядок: заход
в Средиземное море — вдоль южного побережья, выход — вдоль северного.
Сегодня появляется счастливая возможность поговорить с Москвой.
— Алло! Это ты, Наталья?
Только находясь между водой и небом, можно в полной мере понять,
что значит услышать голоса из Москвы: возможность эта кажется фантастической.
Мир оплетен линиями, круглые сутки снуют по ним точки и тире
— корабли, как и люди, общаются друг с другом, разговаривая с помощью радио. Здороваются
или прощаются, расходясь в разные стороны, обмениваются запасными частями, продуктами,
кинопленками, помогают в беде, передают новости — ведь едва родившись, они сразу
покидают землю.
Радиотелефонный разговор с близкими, чьи голоса, смещенные помехами
и расстоянием, пробиваются на корабль, остается чудом.
Плахова никак не может привыкнуть к «методу» радиоразговора, вероятно, потому,
что он, как таковой, несвойствен ее натуре: ведь сначала, нажав кнопку, нужно терпеливо
выслушать собеседника и лишь новым нажатием переключить на себя.
— Прием! Говорите! — И говорить будет тот, кто
раньше мог лишь слушать.
Очень полезная методика обязывает уметь молчать и четко формулировать
вопросы, на которые жаждешь получить ответ.