Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Западная часть Европы пройдена. Впереди
Гибралтар и Средиземное море. День окончен.
Сидим в радиорубке, ожидаем Москву. На двери плакат-предупреждение:
«Посетители, не засовывайте руки в аппараты!» Тексту сопутствует рисунок, выполненный
корабельными умельцами: сизо-лиловый человечек излучает пронизывающие его токи
— радист Иван Иванович Коси-нов
не лишен юмора.
Уже пятнадцать лет работает он на корабле «Академик Курчатов».
Подвижный, черноволосый, четкий в движениях, он кажется
моложе, чем есть, и я попадаю впросак.
А не тяжело столько лет плавать? От семьи вдалеке, ведь у вас,
наверное, есть дети?
А как же! Двойняшки они у меня.
Вот как. Живут, значит, где-то на земле симпатичные двойняшки,
темноглазые, как отец, с любопытными детскими мордашками.
— Сыну моему двадцать исполнилось, дочери, естественно, столько
же. Сын в Высшем инженерно-техническом учится, дочка —
на юридическом. Вот и я тоже учусь,— улыбается Иван Иванович.— Конечно, заочно,
в Высшем инженерно-мореходном училище, я ведь лишь радиотехническое мореходное
училище кончал, а до этого все время в море был — на «рыбаках» плавал. И сам, бывало,
тонул, и других спасал.
Художников радист еще приемлет, а вот журналистов терпеть не
может.
Что так?
Да, знаете... Как-то над Калининградом пронесся ураган, аппаратуру
повредил, я тогда ремонтировал радиопередатчик...
Словом, пришли журналисты. Двое. Им порекомендовали побеседовать
с радистом. Он и не беседовал вовсе —
некогда было, на вопросы, конечно, отвечал вежливо, но был занят
другим, более важным делом.
— Ну, они вроде посидели, поморилисьмалость и пошли. А наутро в калининградской газете большая
статья — откуда что взялось. И все обо мне. Перед людьми неудобно было, будто я
в такое время о себе рассказывал.
В радиорубке каждого морского судна обязательно висят большие
настенные часы с белым циферблатом. Поперек циферблата наклеена узкая бумажная полоска,
по неписаному закону моря эта полоска закрывает несколько минутных делений: как
только стрелки часов приближаются к ней, радиостанции всех судов мира замолкают.
Все разговоры прерываются: радисты слушают эфир. Дважды в течение часа, с пятнадцатой
по восемнадцатую минуту и с сорок пятой по сорок восьмую,— всего сорок восемь раз
в сутки корабли во всех морях и океанах слушают, не зазвучит ли на частоте пятьсот
килогерц призыв о помощи. Международный закон моряков разрешает в эти минуты посылать
в эфир лишь один сигнал — SOS. Saveour