М.Л.Плахова

Б.В.Алексеев

Вверх и вниз по Амазонке

Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.

Западная часть Европы пройдена. Впереди Гибралтар и Средиземное море. День окончен.

— Конечно, моя работа трудная,— говорит Иван Ива­нович,— но, знаете, я всегда радуюсь, когда вижу, что че­ловек уходит из радиорубки каким-то другим, просветлен­ным, что ли.

Позже, когда рейс подойдет к концу, будет произведен подсчет: через радиорубку корабля передано две тысячи триста радиограмм, принято радиограмм частных и слу­жебных две тысячи семьсот, проведено триста пятьдесят радиотелефонных сеансов связи.

— Алло, Наталья! Молчи и слушай, сначала буду
говорить я. У нас все нормально, прошли Бискай, идем к Гибралтару. Что у вас? Как Алиса? Прием...

Нажато, что положено нажимать, и трубка возвращает Натальин голос, сообщая, что дома все в порядке и двух­месячная Алиса шлет самый нежный привет.

Перекресток по пути из Европы в Азию, Ворота Среди­земноморья в Атлантику, Геркулесовы столбы, Скала — таковы присвоенные Гибралтару титулы. Пролив неширок, поэтому особую опасность для судов представляет интен­сивное движение паромов «Европа — Африка».

Испания и Марокко, претендуя каждая на двенадцать миль территориальных вод, фактически разделили Гибрал­тарский пролив пополам, хотя на Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 года принята специальная конвенция, предусматривающая свободу открытого моря — мирный проход судов через иностранные территориальные воды.

— Какой же проход считается «мирным»? — спра­шиваю у появившегося на палубе капитана Касаткина.

— Если он не наносит ущерба безопасности прибреж­ного государства,— отвечает Владимир Георгиевич.—
Субмарины должны проходить пролив в надводном поло­жении, с поднятым флагом. Однако командиры подводных лодок не всегда придерживаются этого правила; СШАапример, считают середину Гибралтара открытым морем и проводят свои подводные лодки в погруженном состоя­нии. Их военные самолеты систематически пересекают воздушное пространство именно по этому «коридору»; вопреки протестам правительств Испании и Марокко аме­риканцы в семьдесят третьем году осуществляли военные поставки Израилю. Сегодня, как и столетия назад, Гибрал­тар остается предметом политических разногласий.

Мореходы издавна не дерзали пускаться в путь далее Геркулесовых столбов. В 711 году мавры вторглись в Испа­нию из Африки и построили у подножия скалы крепость, названную по имени мавританского вождя Тарика ибн Сайда Джебель ат-Тарика и превратившуюся постепенно в Джибралтар, а позже в Гибралтар.

В конце XVIII века испанцы начали «великую осаду» Гибралтара, чтобы заставить уйти обосновавшихся там англичан. К несчастью для англичан, шестнадцать из двад­цати кораблей с провизией для осажденных были отнесены от берега ураганом. Подобные ураганы нередки в этом районе: в 1891 году налетевший шторм непосредственно в гавани швырнул пароход «Утопия» на бронированное английское судно, из-за бури и невозможности организо­вать спасательные работы погибло пятьсот пятьдесят человек, находившихся на судне.

123[4]5