Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Западная часть Европы пройдена. Впереди
Гибралтар и Средиземное море. День окончен.
— Конечно, моя работа трудная,— говорит Иван Иванович,— но,
знаете, я всегда радуюсь, когда вижу, что человек уходит из радиорубки каким-то
другим, просветленным, что ли.
Позже, когда рейс подойдет к концу, будет произведен подсчет:
через радиорубку корабля передано две тысячи триста радиограмм, принято радиограмм
частных и служебных две тысячи семьсот, проведено триста пятьдесят радиотелефонных
сеансов связи.
— Алло, Наталья! Молчи и слушай, сначала буду
говорить я. У нас все нормально, прошли Бискай, идем к
Гибралтару. Что у вас? Как Алиса? Прием...
Нажато, что положено нажимать, и трубка возвращает Натальин голос,
сообщая, что дома все в порядке и двухмесячная Алиса шлет самый нежный привет.
Перекресток по пути из Европы в Азию, Ворота Средиземноморья
в Атлантику, Геркулесовы столбы, Скала — таковы присвоенные Гибралтару титулы. Пролив
неширок, поэтому особую опасность для судов представляет интенсивное движение паромов
«Европа — Африка».
Испания и Марокко, претендуя каждая на двенадцать миль территориальных
вод, фактически разделили Гибралтарский пролив пополам, хотя на Женевской конференции ООН по морскому праву 1958 года принята специальная конвенция,
предусматривающая свободу открытого моря — мирный проход судов через иностранные
территориальные воды.
— Какой же проход считается «мирным»? — спрашиваю у появившегося
на палубе капитана Касаткина.
— Если он не наносит ущерба безопасности прибрежного государства,—
отвечает Владимир Георгиевич.—
Субмарины должны проходить пролив в надводном положении, с поднятым флагом. Однако
командиры подводных лодок не всегда придерживаются этого правила; США,например, считают середину Гибралтара
открытым морем и проводят свои подводные лодки в погруженном состоянии. Их военные
самолеты систематически пересекают воздушное пространство именно по этому «коридору»;
вопреки протестам правительств Испании и Марокко американцы в семьдесят третьем
году осуществляли военные поставки Израилю. Сегодня, как и столетия
назад, Гибралтар остается предметом политических разногласий.
Мореходы издавна не дерзали пускаться в путь далее Геркулесовых
столбов. В 711 году мавры вторглись в Испанию из Африки и построили у подножия
скалы крепость, названную по имени мавританского вождя Тарика
ибн Сайда Джебельат-Тарика
и превратившуюся постепенно в Джибралтар, а позже в Гибралтар.
В конце XVIIIвека испанцы
начали «великую осаду» Гибралтара, чтобы заставить уйти обосновавшихся там англичан.
К несчастью для англичан, шестнадцать из двадцати кораблей с провизией для осажденных были отнесены от берега ураганом. Подобные ураганы
нередки в этом районе: в 1891 году налетевший шторм непосредственно в гавани швырнул
пароход «Утопия» на бронированное английское судно, из-за бури и невозможности организовать
спасательные работы погибло пятьсот пятьдесят человек, находившихся на судне.