Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Западная часть Европы пройдена. Впереди
Гибралтар и Средиземное море. День окончен.
Плавание через пролив делают опасным не только частые туманы
и приливы, но и сильные поверхностные течения, а также восточные и западные ветры.
Неудивительно, что Гибралтар приобрел печальную славу места многочисленных кораблекрушений.
Прибрежные страны серьезно обеспокоены возможностью аварий нефтеналивных
танкеров, так как проливом идут крупные партии нефти из стран Персидского залива,
из Ливии и Алжира. За один лишь 1982 год по Гибралтарскому проливу было перевезено
около пятидесяти миллионов тонн сырой нефти.
Странный город на шести квадратных километрах суши. Герб Гибралтара
— замок и ключ, может быть, потому, что на протяжении столетий подбирают к нему
«ключи» различные государства.
В 1713 году Утрехтский договор закрепил
Гибралтар за Великобританией, однако конфликт остается не решенным и в наши дни.
На рейде военной базы порта стоят эсминцы, наготове ракетные установки, в недрах
пещер — железобетонные сооружения. Да и сама скала оделась в панцирь, значительная
часть ее поверхности покрыта оцинкованным железом для сбора питьевой воды.
Неприступная с севера и востока гора лишь к западу имеет пологий
склон.
Уже давно стою на палубе в светлом кружке дежурной лампы, бак
в полной темноте, выключены все источники света, что мешают работающим в рубке.
Черненым серебром поблескивают волны, где-то неподалеку, невидимый,
спит удивительный город. Воображение рисует сбегающие вниз террасы древней крепостной
стены, строения смешанной испанской, мавританской и генуэзской архитектуры, узкие,
похожие на тоннель улочки в скалах.