М.Л.Плахова

Б.В.Алексеев

Вверх и вниз по Амазонке

Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.

http://www.megastroyka.com.ua/post.php

О клепсидре. Идем Ла-Маншем. Мешок бурь и колокол рока.

Дрейк послал лорду Адмиралтейства следующее донесение: «Мы их порядочно пощипали, а остатки развеяли по всем рум­бам».

Два столетия спустя, в октябре 1805 года, английский флот встретился в Ла-Манше с объединенной франко-испанской эскадрой. В знаменитом бою у Трафальгара был убит адмирал Нельсон. Бой тем не менее закончился пол­ным разгромом наполеоновского флота, английским же матросам приказано было носить свободно завязанные чер­ные галстуки в знак траура по адмиралу. Носят их и по сей день.

Из рубки, где готовится приступить к дежурству штур­ман Валихов, пролив Ла-Манш похож на забитый судами коридор.

Тесно в наши дни кораблям в Ла-Манше,— говорит штурман.— Велика опасность столкновений, особенно но­чами при частых туманах. К тому же в Ла-Манше очень высоки приливы. Вы слышали о маленьком заливе Лайм на английском побережье? Там во время прилива вода поднимается на целых четырнадцать с половиной метров, а на французском берегу, у городка Гранвиль,— даже на пятнадцать. Для предотвращения опасности столкновений на кораблях ставят навигационные радары: они определя­ют направление и расстояние до ближайших объектов.

И радар гарантирует безопасность?

Не всегда. Радар может не дать наглядного пред­ставления о грозящей беде, ни тем более о том, как ее избежать. Зато одна из французских фирм выпустила не-

давно прибор «Орион» — его можно подключать к радару. С помощью «Ориона» штурман видит на экране положение всех судов в пределах действия радара, а главное — в центре экрана прибор самостоятельно вычерчивает зону, в которой судно может оказаться в течение ближайших минут, если осуществит маневр без изменения скорости. Может быть, я непонятно излагаю? Короче говоря, прибор сам обозначает секторы опасности, да еще окрашивает их разными цветами, указывая место, где могут оказаться дру­гие суда. Штурману ясно, как надо изменить курс, как вести судно, чтобы избежать столкновения.

Чего ясней! Валихов молод, подтянут. Удивительно ладно сидит на моряках форма. Когда капитана нет в рубке, всю ответственность за курс принимает штурман. Рубка похожа на оснащенный сложными приборами цех совре­менного завода, две боковые двери ведут на мостик, третья — в большой рабочий кабинет.

Валихов терпеливо разъясняет, что такое лаг, гироком­пас, пытается объяснить, как определить местонахождение судна. В его изложении все предельно понятно и просто, но не хотела бы я плыть на корабле, чье местонахождение определю самостоятельно.

А скажите, Ла-Манш всегда так спокоен?

Нет, что вы. Узость пролива не мешает штормам бушевать, скорее наоборот. Поучительная история про­изошла с идущим под либерийским флагом танкером «Амо-ко Кадис». Судно принадлежало одной американской ком­пании и шло из Персидского залива в Роттердам с полными танками нефти. Лебедка одного из якорей была в неисправ­ности, но капитан вышел в море. При входе в Ла-Манш судно потеряло управление и запросило помощи. Побли­зости находилось спасательное западногерманское судно «Пасифик» — выйди оно немедленно, одна из самых страшных катастроф века была бы предупреждена.