Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
О клепсидре.
Идем Ла-Маншем.
Мешок бурь
и колокол рока.
Дрейк послал лорду Адмиралтейства следующее донесение:
«Мы их порядочно пощипали, а остатки развеяли по всем румбам».
Два столетия спустя, в октябре 1805 года, английский флот встретился в Ла-Манше с
объединенной франко-испанской эскадрой. В знаменитом бою у Трафальгара был убит
адмирал Нельсон. Бой тем не менее закончился полным разгромом
наполеоновского флота, английским же матросам приказано было носить свободно завязанные
черные галстуки в знак траура по адмиралу. Носят их и по сей
день.
Из рубки, где готовится приступить к дежурству штурман Валихов, пролив Ла-Манш похож на забитый судами коридор.
Тесно в наши дни кораблям в Ла-Манше,— говорит штурман.— Велика
опасность столкновений, особенно ночами при частых туманах. К тому же в Ла-Манше
очень высоки приливы. Вы слышали о маленьком заливе Лайм на английском побережье?
Там во время прилива вода поднимается на целых четырнадцать с половиной метров,
а на французском берегу, у городка Гранвиль,— даже на
пятнадцать. Для предотвращения опасности столкновений на кораблях ставят навигационные
радары: они определяют направление и расстояние до ближайших объектов.
И радар гарантирует безопасность?
Не всегда. Радар может не дать наглядного представления о грозящей
беде, ни тем более о том, как ее избежать. Зато одна из французских фирм выпустила
не-
давно прибор «Орион» — его можно подключать к радару. С помощью
«Ориона» штурман видит на экране положение всех судов в пределах действия радара,
а главное — в центре экрана прибор самостоятельно вычерчивает зону, в которой судно
может оказаться в течение ближайших минут, если осуществит маневр без изменения
скорости. Может быть, я непонятно излагаю? Короче говоря, прибор сам обозначает
секторы опасности, да еще окрашивает их разными цветами, указывая место, где могут
оказаться другие суда. Штурману ясно, как надо изменить курс, как вести судно,
чтобы избежать столкновения.
Чего ясней! Валихов молод, подтянут.
Удивительно ладно сидит на моряках форма. Когда капитана нет в рубке, всю ответственность
за курс принимает штурман. Рубка похожа на оснащенный сложными приборами цех современного
завода, две боковые двери ведут на мостик, третья — в большой рабочий кабинет.
Валихов терпеливо разъясняет,
что такое лаг, гирокомпас, пытается объяснить, как определить местонахождение судна.
В его изложении все предельно понятно и просто, но не хотела бы я плыть на корабле,
чье местонахождение определю самостоятельно.
А скажите, Ла-Манш всегда так спокоен?
Нет, что вы. Узость пролива не мешает штормам бушевать, скорее
наоборот. Поучительная история произошла с идущим под либерийским флагом танкером
«Амо-ко Кадис». Судно принадлежало одной американской
компании и шло из Персидского залива в Роттердам с полными танками нефти. Лебедка
одного из якорей была в неисправности, но капитан вышел в море. При входе в Ла-Манш
судно потеряло управление и запросило помощи. Поблизости находилось спасательное
западногерманское судно «Пасифик» — выйди оно немедленно,
одна из самых страшных катастроф века была бы предупреждена.