Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Несколько слов
о Северном полюсе.
Пищевая цепь и пища
для размышлений
Из дневника экспедиции
Алексеев
Берега Аравии и Африки смягчены утренним туманом. Пока еще неопределенный
коричнево-разбеленный тон имеет сиреневатый оттенок, колорит
приглушен, мягко вкраплены светло-желтые пятна охры. Постепенно утро вступает в
свои права, хотя встречным курсом идут корабли с непогашенными сигнальными огнями.
Слева по борту совсем близко проходит карминно-красное
судно с ярко-желтыми надстройками и ослепительно белыми спасательными шлюпками.
Черная, как мазок тушью, труба, за кормой тянутся зеленоватые буруны.
Если пройти на бак и стать по носу корабля, берег левый и берег
правый одновременно откроются взгляду. Все ярче, локальнее краски, сочные и живые,
как полотна Анри Матисса.
Удивительный этот мастер последовательно избирал лишь те мотивы,
что, не волнуя воображение драматическим содержанием, способны были радовать глаз
изысканным сочетанием форм и красок. По собственным его словам, стремился он уподобить
свое искусство «удобному креслу», в котором современный человек может отдохнуть
от тяжелой умственной работы. Своеобразная, лишь ему свойственная живописная система
основана на плоскостном сочетании цветовых пятен с активным подчеркиванием контура
— мир и предметы превращены в изысканный орнаментальный узор.
Постепенно насыщаясь цветом, все шире разворачивается пейзаж:
яркая голубизна неба, пологие рыжие хол-
мы Аравии, подобно жесткой аппликации
подклеенные к небесам, лиловые ленты дымков — горит газ. Угольно-черным рисуются
эстакады и нефтяные вышки рядом с пестрыми пятнами причалов для танкеров, цилиндров
нефтехранилищ.
Справа — мрачный ландшафт африканского берега. Дикие кряжи, мощные
горные цепи с острыми зубцами вершин. Выдавленные гигантскими силами из недр планеты,
красноватые сбросы страшной крутизной срываются к океану.
Величественны угрюмые изломы земной коры, природа вдоволь натешилась
своим могуществом. И хотя Драконовы горы, одни из самых
высоких в Африке, находятся не здесь, название это как нельзя лучше кажется предназначенным
открывавшемуся пейзажу.
Необычный цвет моря под стать грозной картине: до предела насыщенная
ультрамарином, непрозрачная, расчерченная рядками голубоватых гребешков, колышется
подле берега вода. И как последний, завершающий штрих — под багровыми оползнями
заваленный набок черный остов погибшего корабля с сиротливо торчащими мачтами. Ни
рощицы, ни деревца — лишь безжизненно-унылые ущелья, вобравшие фиолетово-синие тени.
Так и бегаешь от борта к борту, стремясь объять необъятное. Наконец-то есть что писать. Удивляя «зрителей»,
работаем сразу на нескольких листах, стараясь не упустить переходы света, что длятся
недолго: метод работы, как и технику, приходится изобретать сообразно обстоятельствам.