Книга известных художников М. Л. Плаховой и Б. В. Алексеева во многом отличается от научно-популярных книг и рассказов о путешествиях. Все началось с того, что профессиональные художники участвовали в научных экспедициях на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» в Тихом океане, позднее — на корабле «Академик Курчатов» в Индийском океане.
Последний день
на Сейшелах.
Дорога на Бо-Валлон.
Кого едят акулы.
Рассказ Розы Мишель.
Паспорт для Коноши
Над кудрявым зеленым холмом неожиданно расцветают в небе
два красно-оранжевых цветка, планирующие к океану, где в ожидании «приводнения»
спортсменов покачивается яркий катер.
Желающих ждет и другое развлечение: неширокие
доски, по форме напоминающие лыжу, с установленными на них мачтой и парусом — виндсерфинг. Пестрыми бабочками
горят косые паруса — любители скольжения под парусом выходят в залив. Знаменитое
«катание на волнах» пришло с других материков. (Известный чехословацкий
писатель и этнограф М. Стингл описывает
давно известный в Полинезии «холуа» — спуск со склонов
гор. Соорудив на сотни метров трассы из каменных плит, полинезийцы
скользят по ним, как «на санях, без снега».) Возле домика-проката виден сколоченный
из досок высокий помост, на нем неподвижная фигурка.
— А это что?
Трудно пожать плечами, находясь в колыхающейся воде. Действительно,
что это? На берег выбираемся вблизи загадочного сооружения. Опустив на нос поля
плетеной шляпы, крепко спит молодой мужчина в залатанных белых джинсах. Мерно двигается
кадык, пальцы сжимают ремешок бинокля. Все тайное рано или поздно становится явным:
помост — рабочее место, мужчина — наблюдатель. Подвешенный рядом железный брус призван
издать предупреждающий звук, если в безмятежной глади покажется грозный плавник.
Но мы уже на берегу, и добрых тебе сновидений. Тем более местные
жители не помнят случая, чтобы в заливе акула напала на купальщика. По статистике, в Тихом океане от акул погибает пять человек в году,
в Атлантике — один, в Индийском — еще предстоит выяснить, наверное, какой-то пустяк.
Теперь в роли пессимиста выступает Плахова.
— Но в прежние времена на Сейшелах
велась на акул интенсивная охота! Акульи плавники вывозили в Сингапур и Гонконг,
а съедобные части ели сами сейшельцы. Кто знает, когда акулы вздумают появиться
вновь?
Вот теперь я наконец могу пожать плечами.
Действительно, кто знает?
Снова, в который раз, поражаешься светоносной силе тропической
природы. Как многолик пейзаж в южных и северных широтах, в разное время суток и
при разной погоде. Свет гасит или заставляет вспыхивать краски, выявляет или смягчает
очертания предметов, создает настроение, управляет кистью.
Проблема передачи освещения занимала не одно поколение живописцев.
Удивительных успехов добились голландские пейзажисты XVIIвека, в частности Вермеер Дельфтский. В XIXвеке к проблеме света в пленере вплотную
приблизились англичане Джон Констебль и Уильям Тернер с их мягкой и подвижной красочной
средой